На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Huntportal.ru

27 подписчиков

Свежие комментарии

Английские сеттеры из Греции в тверских лесах

rss-surf

Вывезенные из Сербии, Италии, Франции островные легавые уже знакомы многим российским собаководам. В подавляющем большинстве это собаки условно «спортивные»: их родители имеют трайловые квалификации и сами есть продукт работы питомников, ориентированных на фильдтрайлы.

Но есть в Европе и другие направления разведения – чисто охотничьи.

Хотя корни у этих собак также «спортивные», их заводчики не готовят собак к трайлам, не участвуют в них и в дальнейшем отборе ориентируются только на эффективность собаки в практической охоте. Яркий пример – охота на вальдшнепа, наиболее популярная и престижная охота в Южной Европе.

Прошлой осенью я узнал о приезде к нам на охоту вальдшнепятников из Греции. Один из них – Пантелей Нтантулус (Pantelis Ntantoulas) – натасчик и заводчик английских сеттеров. Дедушка собак Пантелея – Капо, «икона стиля» английских сеттеров. В Россию Пантелей привёз несколько собак – опытных и молодую, которую готовил для клиента. У трёх его спутников также было 3 сеттера, все молодые, до 2 лет. Тоже все потомки трайлеров (в первый вечер греки сказали: «Слушай, у нас все собаки для вальдшнепа, которые интересны понимающим в охоте на вальдшнепа охотникам, имеют корни от Капо!»). Удивила уверенность греков (в основном Пантелея), что его сеттеры сразу будут работать – что им не нужна адаптация. Хотя раньше они охотились только в районе Средиземноморья, но никак не в зоне умеренного климата и таёжных лесов. Но греки (тут уже в один голос) сказали, что они будут охотиться «как в Греции – от заката до рассвета». Вот в буквальном смысле так! У себя они, оказывается, по вальдшнепу очень редко когда ходят менее 4 часов, в основном – 6 и более. Это по горам! У них вся охота на горных плато с большими перепадами по высоте, много непроходимого кустарника, камни, стланиковая сосна… Это выяснилось уже в процессе охоты, когда по болотам, кочкарнику и бурелому греки прыгали, как молодые козлики, говорили, что для них это «очень простые условия». В общем, точка зрения, что «настоящий охотник наслаждается стильным поиском легавой не более часа, максимум двух» – просто трындёж! Настоящий охотник преследует вальдшнепа, пока не найдёт, просто собака у него должна быть подходящая под такую задачу.

rss-surf

И в самом деле, что творили их асы… Это было реально удивительно. Во-первых, одна молодая собака принялась полноценно работать в буквальном смысле с самолёта: они прилетели накануне утром, потом ехали 9 часов, ночь провели в гараже в клетках и только с полчаса вечером накануне погуляли в окрестностях базы. Потом с утра в пропахший бензином уазик – и сразу «ищи!» Так мы разойтись не успели – выстрел, потом второй, третий! Это Николай со своим молодым сеттером ушёл в сторону и нашёл высыпку. Всего было 6 работ, две птицы слетели при подходе, для одной он не снял незнакомое ружьё с предохранителя и одну смазал. Но был доволен, поскольку мечта о российских вальдшнепах для него стала реальностью быстрее всех.

Но всё-таки это было исключение – без адаптации такая работа. Собаки самого Пантелея включились на полную мощность только назавтра. Однако и первый день мы действительно ходили часов 5 чистого времени, и всё это время сеттеры мели как электровеники. По GPS собаки в лесу уходили на 200 и более метров постоянно. Максимальные отходы были метров до 300 и больше. Стиль, конечно, отличается от того, по которому неровно дышат сочувствующие фильдтрайловому движению. Греки работали расслабленно, очень мягко, как «кошка, которая гуляет сама по себе» – с такой же пластикой и грацией. «Роман, мы охотники, для нас стиль важен, но вальдшнеп важнее, поэтому если в конце дня собака пару раз мотнёт хвостом – мы не расстраиваемся, это же охота!» Поразило, что собаки Пантелея, почти не сделав работ, всё равно весь день чесали угодья с одинаковой усердностью. Но птицу в первый день они пропускали: это факт, который ни меня, ни Николаса – аутфитера – совсем не удивил. Наоборот, нас удивляла работа молодого сеттера Николая: в первый день он нашёл ещё высыпку, сделал 10, кажется, работ. А вот греки по итогам дня, особенно Пантелей, были сильно разочарованы и расстроены. Они рассчитывали, что охота будет богатой на птицу, пусть сложной, но богатой. Но… погода: в середине октября вернулось лето, полетели бабочки (!), а в средней полосе о пролётном вальдшнепе не было и слуху. 1–2 птицы в это время было для любого за счастье!

Второй день начали с мест, где были пусть маленькие, но высыпки вчера. И там ничего не оказалось, да и суховаты были эти места, намеченные заранее по космоснимкам. Решено было ввести «план Б». Дело в том, что в этом районе рядом с северо-западной частью Рыбинского водохранилища много ручьёв и малых речек. Вот по их урёмам, а также старым вырубам, в общем – по гнёздам лесного кулика, и было решено пройтись. Тем более накануне Алексей со своим курцхааром (которого Николас попросил помогать) нашёл несколько птиц именно в таких «гнездовых» местах – глубоко в лесу на старых торфяных картах и рядом с ними. Совсем не по «опушкам, перелескам, лесополосам или молодым березнякам/осинникам на зарастающих полях», т. е. не там, где могут быть классические вальдшнепиные высыпки. Короче, поехали туда, «где очень хорошие тяги и в начале осени много птицы на грязи сидело».

rss-surfИменно там греки нашли птицу. Вальдшнепа их собаки находили много – даже непредсказуемо много. Это за счёт ширины работы, очень какого-то «умного», но методичного поиска – трудно словами описать, но каждое место в пределах видимости, которое «сам бы обыскал», они обыскивали. А когда мы шли к биперу минуты 3 и больше, т. е. метров за 200–250, не было ни одного шумового подъёма. Хотя были егерь, аутфитер, я, Пантелей и второй с ним охотник. Ни одна птица от нас не поднялась за все 3 дня – можно всё-таки сделать вывод, что при скорости и широте их асы ничего не пропустили. Ещё очень удивляла уверенность Пантелея: «Поверь, Роман, если моя собака сделала стойку, значит, там есть птица!» Мы подходим – собака сходит со стойки метров за 30–50 до подхода, птицы нет! Вальдшнеп-то у гнёзд нервный, часто плохо держит стойку и подход. У нас со стойкой проблем не было: асы работают очень быстро, уверенно, но мягко, птица под ними практически сразу западает, забеги далёкие тоже были, но там, где они в любом случае будут – в плотной длинной полосе карандашника, например. А вот подход шумной группы вальдшнеп выдерживал плохо.

Но греки действительно очень опытные и хорошие вальдшнепятники: они внимательно смотрели вперёд и подмечали, если птица уходила. И всё равно на второй день взяли штук 20 вальдшнепов! На двоих, по сути, потому что у Михаила (третий из их компании), молодой сеттер и на второй день не пошёл в поиск – он очень расстроился и сказал, что по приезде устроит тому, кто ему его продал, что-то там сугубо греческое. А собаки Пантелея и Николая и на второй день за 6 часов в очень крепких, на мой взгляд, местах, там, где я сам вряд ли бы вообще стал охотиться, показали не только отличный результат, но и удивительную выносливость и неутомимость!

Третий день – всё то же самое: крепкие глухие места, вырубы, речные и ручевые урёмы. У меня ноги отваливались, у егерей тоже, только греки как заведённые по лесу носились. И их собаки! Чёрт, ну должны же они когда-то устать, Пантелей? «Они так будут работать три дня – по 6–7 часов – только в горах, а тут равнина. Эти ваши „крепкие места“ для Греции просто пф-ф-ф – ничего. Вот ещё бы птица была не такая нервная… Да, но есть секрет: кормить надо на охоте правильно. Чтобы с утра собака, съев вечером полную миску, с утра ходила по-большому только маленьким катышком. Это секрет, но тебе скажу: куриный фарш! И кое-какие витамины». Собаки творят чудеса: даже собака Михаила, которую Пантелей пустил в паре со своей опытной, начала работать – и хорошо работать! Михаил доволен. В то время, когда знакомые вальдшнепятники в средней полосе сидели в ожидании «ну когда же», залётные греки с потомками «спортивных» собак «не под наши условия» творили чудеса. В день было до 40 работ на всех. Конечно, часть по ранее перемещённой птице, которая по-прежнему часто не давала подойти, что очень бесило гостей. У них такое поведение птицы непривычно. Но это вообще отдельная тема – как где себя вальдшнеп ведёт. А для меня главное было увидеть настоящих английских сеттеров! Про них хочу подытожить.

rss-surf

Собаки небольшие, сухие, поджарые, с очень широкой для сеттера в моировском стандарте грудью. Реально с фаса как питбули – лапы сбоку. Весят взрослые килограммов 15. Все… невозмутимые: на новизну обстановки, быта, новых людей, транспорт, других собак реально не обращают внимания. Исключение – это когда кого-то оставляют в клетке, а с другим уходят на охоту: это трагедия, плач о которой разносится по округе очень долго. В лесу – смелые, ловкие, уверенные, очень стильные! Не рвущиеся, как в последний раз, а очень расчётливо и грациозно эффективные. Просто завораживает. Выносливость – просто какая-то сумасшедшая. Если бы сам не увидел, никому не поверил бы, что так в принципе бывает – чтобы 3 дня подряд по 6–7 часов по таким захламлённым лесам, практически не меняя ни скорости, ни рисунка галопа… Это замечательно!

По добыче, даже которую встречали в первый раз, – тетереву, например, или зайцу-беляку – стойка очень уверенная, с ходу, быстрая, точно в птицу. При этом не встают, по словам греков, «слишком близко». Мы вместе смотрели видео, вечерами говорили – они считают, что 5–6 метров от птицы – идеально для выстрела. Ближе – неудобно стрелять. Обычно так и бывало – подъёмы в 5–8 метрах. Все собаки после выстрела гонят – греки остановкой вообще не заморачиваются: «Это глупость, Роман, мешать собаке охотиться так, как заложено природой. Перепел? Если я и упущу пару перепелов для того, чтобы не продырявить уши своей собаке, что за беда? Моя птица – вальдшнеп, и мне важно, как собака работает по нему. А остановка собаки по вальдшнепу может привести к нехорошим последствиям для охоты».

Что ещё сказать – ласковые, неагрессивные к чужим собакам, не говоря про людей. Просто идеальная охотничья собака. «Это крови, Роман, крови выдающихся трайлеров – они все выдающиеся охотники, а потом уже всё остальное. Хочешь отличную охотничью собаку? Бери у меня щенка от внучки Капо. Бери и дай ей охотиться. Она сама сделает всё как надо, если только ты создашь ей условия самой познать себя».

Русский охотничий журнал, июль 2019 г.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
Новости СМИ2