Много раз разными авторами было написано, какие факторы нужно учесть при подготовке к сафари, но эта тема постоянно поднимается как в личном общении, так и в медиаисточниках. Поэтому немного остановимся на ключевых моментах, которые нужно учесть при подготовке к приключениям.
Чётко определитесь со своими возможностями, прежде всего – с финансовой стороной вопроса: нужно планировать реальную на данный момент поездку.
Хорошо, когда финансовый вопрос не стоит очень остро, но в любом случае необходимо хорошо представлять себе структуру расходов как на саму охоту, так и на решение вопросов после неё. Расходы можно разделить на категории:- транспортные: авиабилеты, проживание в гостинице по пути туда/обратно, расходы на транспорт на месте (чартерный авиаперелёт, автотранспорт, перелёт местными авиалиниями и т. д.);
- общая сумма daily rates (ежедневная стоимость проживания и организации охоты, умноженная на количество дней, включая приезд/отъезд);
- стоимость предполагаемых трофеев;
- чаевые: профессиональному охотнику, проводящему охоту; трекерам (следопытам); гейм-скаутам, следящим за соблюдением правил охоты, работникам лагеря (в том числе скинерам – специалистам, выполняющим первичную обработку трофеев);
- расходы на транспортировку добытых трофеев до таксидермической мастерской или до офиса транспортной компании, а также на оформление лицензий CITES;
- местные налоги.
Чаевые в Африке любят. Они являются важной составляющей доходов людей, занятых в африканской охотничьей индустрии, даже тех, у кого регулярный доход по местным меркам считается не самым плохим. Да и стимулировать лишний раз настоящих специалистов за их профессионализм и ежедневную работу в весьма непростых условиях – хорошее дело. Иногда работа следопытов вызывает такие ощущения, что даже одно участие вместе с ними в процессе преследования зверя запоминается надолго. Конечно, везде есть и уникумы, и аутсайдеры; но применительно к каждой стране/региону будет правильным заранее узнать типичные размеры чаевых: они очень различаются в Белой и Чёрной Африках.
Далее следует определить список желаемых трофеев и, в соответствии с ним, страну, в которой будет проходить сафари. Есть места, где дичеразведение отсутствует в принципе и биотехнические мероприятия проводятся в минимально необходимом объёме. Есть места, где организуется охота на замкнутых охраняемых территориях, с совершенно иными подходами к природопользованию и разведению животных. В пределах одной страны зачастую можно найти и те, и другие территории, поэтому нужно чётко оценивать своё физическое состояние, разумно подходить к определению целей и задач охоты, длительности мероприятия, а главное – чётко понимать, какие ощущения и впечатления от охоты хочется получить.
Есть эндемичные виды, присущие конкретным местам и обитающие на открытых территориях. Также есть интродуцированные виды – нетипичные для этих мест и разведённые искусственно. Интродуцированные животные могут обитать и на открытых территориях, и внутри охраняемых огороженных угодий разного размера. Они занимают верхние строчки прайс-листов в силу нетипичности для местности и высокой себестоимости содержания и разведения. Конечно, нет никакой необходимости охотиться на околоводные виды (например, бушбока или ватербока) в полупустыне, где их никогда не было, поэтому при разумном подходе к списку будущих трофеев можно оптимизировать бюджет поездки и заранее обеспечить себе интересную охоту.
Пожалуй, в любой стране можно организовать для себя любую охоту – на свободных территориях или наоборот. Выбор типа охоты, и, в итоге, ощущения от охоты – дело рук самого охотника. В одном и том же хозяйстве один будет доволен добытыми на открытых территориях животными, а второй – недоволен, стреляя в маленьком вольере (или наоборот, искренне считать, что только так и нужно). Тут уж на самом деле каждому – своё.
Выбор компании, производящей охоту, – ключевой момент всей этой истории. Определившись с вариантом по доступной информации в открытых источниках или по информации аутфитера, взявшего на себя организацию поездки, необходимо выбрать время, подходящее для охоты на выбранные виды животных. Консультации с представителями компании помогут выбрать оптимальный сезон (например, при охоте на хищников на приваде нужно учитывать, как долго не будет протухать при конкретной влажности и температуре мясо на приваде). Если у организаторов нет мест на выбранный вами период, лучше поискать других или даже перенести поездку на следующий год, чем сдвигать охоту на неудачное время. Как правило, в хороших компаниях наиболее подходящие даты бронируются охотниками загодя. Также нужно учитывать наличие свободных лицензий на те или иные виды: на некоторых животных на конкретных территориях может быть считаное количество лицензий на год, и эти вопросы нужно оговаривать заранее.
Когда даты подтверждены, необходимо заранее приобрести авиабилеты, обращая особое внимание на порядок перевозки оружия конкретными авиакомпаниями. Отнюдь не все компании теперь берут на борт охотничье оружие и боеприпасы. Поэтому нужно сначала уточнить, нет ли с этим проблем на выбранной комбинации рейсов, и лишь затем покупать билеты. В идеале нужно планировать хотя бы часть из последовательных перелётов одной авиакомпанией, для минимизации рисков потери или задержки багажа.
В адрес всех авиакомпаний необходимо заранее отправить уведомление о предстоящей перевозке оружия с указанием габаритов перевозимых кейсов, типа оружия, калибра, числа патронов. По международным правилам патроны перевозятся в отдельном от оружия кейсе, закрываемом на замок, при этом масса кейса с патронами не должна превышать 5- кг. Важный момент: некоторые авиакомпании не разрешают перевозку стреляных либо новых гильз. Это также может быть сюрпризом, поэтому уточняйте все подобные моменты заранее.
Выбор оружия для охоты – дело творческое. Если при планировании охоты на небольших антилоп можно попытаться довериться принимающей стороне и взять оружие в аренду, то при охоте на крупных и опасных зверей этого делать категорически нельзя. Вы должны быть уверены в своих навыках обращения с конкретным изделием и в качестве (а в нашем случае – ещё и одинаковости) патронов к нему: зачастую при аренде оружия охотник получает полшапки патронов россыпью, среди которых найти одинаковые – уже отдельная задача, не то что подходящие под параметры арендной винтовки). По большому счёту, все трофейные охоты в Африке можно закрыть, имея единственный карабин в калибре .375 H&H Mag. Исключение, пожалуй, одно: нетрофейная охота на беззубых слоних (tuskless), где придётся стрелять внутри стада из многих особей (в отличие от охоты на трофейного самца, который в большинстве случаев будет либо один, либо в небольшой группе особей – но и тут есть исключения). Выбор правильной пули/патрона определяет успех в данном случае.
Если предполагается охота на антилоп и леопарда, то достаточно старого доброго .30-06 Spr с правильным современным боеприпасом, причём что касается антилоп – этого калибра хватает всем до иланда включительно. Винтовку в .30-06 таскать по кустам на большие расстояния значительно легче, и иногда это может определить выбор для конкретного мероприятия.
Страны Африки сильно различаются по климатическим условиям, растительности и, прежде всего, по размерам и характеру колючек. Планируя охоту, нужно соотнести свою физическую подготовку и ожидаемые на выбранные даты погодные условия и ландшафт местности. Выбор обуви, одежды и набора медикаментов тоже определяется спецификой конкретных территорий. Отправляясь во влажные районы, не пренебрегайте профилактикой малярии – очень частого и неприятного заболевания, оставляющего «следы» на всю оставшуюся жизнь.
Существуют абсолютно разные подходы к определению качества трофеев. Например, схема, предложенная SCI – Safari Club International (одна из самых авторитетных организаций, объединяющая охотников из разных стран), базируется исключительно на сумме измерений, без учёта возраста и качества добытого трофея. Поэтому, если ориентироваться только на баллы SCI, придётся «добывать», например, молодых буйволов на фермах в ЮАР (зачастую прямо с биркой в ухе), ориентируясь на длину рогов, а не искать в дикой природе старого одинокого «дагга боя» с максимально сросшимся боссом и уже начавшими деградировать рогами.
Ценность таких трофеев абсолютно разная, и аудитории, воспринимающие те или иные критерии оценки, принципиально различаются. Поэтому сначала нужно определиться, какие ориентиры важны конкретно для вас, и исходя из этого строить план охоты и ставить задачу всему коллективу. Если ценность старого достойного трофея для вас выше, чем баллы и место в книге записей, то добыча его представляет гораздо более трудную задачу, нежели отстрел животного с заданными характеристиками в вольере.
Оказавшись на месте, нужно стараться оценивать качество потенциальных трофеев самостоятельно, чтобы не было разочарования и расхождения между желаниями и результатом. В первую поездку, конечно, трудно самостоятельно верно оценить качество трофеев, и лучше положиться на команды и опыт проводящего охоту профессионального охотника. С приходом опыта придёт способность самостоятельно решать, насколько соответствует желаемому животное, которое вы видите в прицел. Тогда и можно строить (а при необходимости и модифицировать) план конкретной охоты.
В этот раз предполагалась не трофейная охота как таковая, а стандартная охота для получения первых впечатлений от Африки – знакомство с ней для сплочённой команды старых друзей, имеющих огромный опыт охот в России и Европе, но впервые попавших на Чёрный континент. Тем не менее лично у меня в приоритете был поиск старых самцов нескольких эндемичных видов для пополнения и улучшения коллекции трофеев. Параллельно с охотой планировались поездки по местным достопримечательностям: упустить возможность посмотреть на древние артефакты, оказавшись в таких местах, было невозможно.
В качестве профессиональных охотников, отвечающих за организацию охоты, выступали мой давний знакомый Дивэн и его коллега Венсель. Дивэн и его команда занимались «трофейной» частью мероприятия для нашего товарища – охотой на леопарда и коричневую гиену. К слову, далеко не все компании в Центральной Намибии могут организовать успешную охоту на леопарда с большой вероятностью достижения положительного результата, поэтому к выбору места и устроителей пришлось отнестись со всей серьёзностью. Венсель выполнял обязанности кэмп-менеджера и нашего профессионального охотника и экскурсовода. Трекеры Венселя постоянно сопровождали нас в угодьях, Венсель же присоединялся в критически важные моменты и организовывал поездки в удивительные места.
Тем не менее, несмотря на свою «стандартность», охота проводилась классическим образом – троплением на открытых территориях. Дневные переходы получались достаточно большими, и запас воды на поясе не был лишним: октябрь – достаточно жаркий месяц в южной оконечности Африки, самый пик сухого сезона. Но, поскольку наши территории представляли собой полупустыню без открытых источников воды (всё пересохло полностью, в этом году – кульминация многолетнего засушливого периода), жара при влажности 2% переносилась легко.
Одной из задач нашей команды был поиск старого самца дукера для пополнения коллекции кейпов маленьких антилоп. Искали именно старого, заслуженного козлика, поэтому стандартный способ охоты «попутно» (случайная встреча при перемещении по угодьям на автомобиле или при троплении другого зверя) не подходил. За два дня пеших обходов угодий было встречено немало интересного, в том числе и самцы дукера, но подходящего среди них не было.
Вечером второго дня, уже на закате, было решено потратить последние полчаса на обход петляющего куска русла пересохшей реки, ниже по течению которой, на прямом участке, у Венселя в сухой период оборудовано двухкилометровое стрельбище для тренировок. Неторопливое внимательное прочёсывание прибрежных зарослей дало свой результат: в прогал между кустов мы увидели спокойно пасущуюся молодую самку дукера. Увы, не за ней мы пришли, а доступного для охоты времени всё меньше и меньше: после захода солнца в Африке темнеет стремительно.
И тут, выйдя из-за очередного куста, мы видим старого козлика, стоящего, как на картинке, почти боком к нам между старым деревом посреди русла и левым берегом реки. Выстрел в переднюю часть груди, по диагонали, без коррекции по высоте (винтовка «прибита» на 160 метров, в коридоре от 100 до 200 метров коррекция, считай, не требуется) – козлик срывается с места, добегает до прибрежных кустов, пробегает по ним метров 20, разворачивается, бежит назад к реке и исчезает в кустах. Как так? Промахнуться в таких условиях, конечно, можно, но как-то не хотелось об этом думать. Однако никто из нас не видел выбегающего из кустов козла: ни вверх по прибрежному холму, ни в сторону изгибов русла, ни в обратном направлении. Пять минут поисков – и под кустом мы обнаруживаем старого дукера с уже обломанными кончиками рогов.
Пуля сделала своё дело правильно, но огромная живучесть африканских животных была продемонстрирована в очередной раз в полной мере: наша белорусская косуля с таким ранением обычно падает на месте, хотя и существенно крупнее дукера. Быстрый вынос тела на речной песок – поиск места для съёмки – короткая попытка организовать фотосессию с подсветкой фонарём и вспышкой – взаимные поздравления с началом успешной охоты и добычей желанного трофея. Сегодня вечер будет проведён в хорошем настроении, за обсуждением планов охоты на чёрного и голубого гну и за изучением рабочей почты (даже на охоте не удаётся полностью отвлечься от рабочих процессов и приходится решать «конторские» вопросы: иногда наличие связи в лагере – огромное зло. Хорошо, что во многих местах в Чёрной Африке связи нет, и там удаётся оторваться от ежедневной рутины полностью).
Кстати, когда скинеры получили возможность поработать нашими самодельными ножами из порошковых сталей, не только вызвало восхищение качество изделий, но и производительность труда выросла вдвое: они устроили маленькое соревнование по обе стороны туши – с нашим ножом и со своим, в 4 руки. Порошковая сталь и эргономика победили.
Русский охотничий журнал, январь 2020 г.
Свежие комментарии