Медленно тянулись дни в ожидании открытия летне-осенней охоты. Немного выручал легашачий досуг с выездами в поля для приведения в форму собачек, засидевшихся после долгой зимы. Но все же время шло, и оно приближало так любимую нами охоту на дупеля.
К сожалению, «король болотной дичи» у нас в Чувашии занесен в Красную книгу, поэтому в поисках охоты на него нам приходится проезжать сотни километров.
Еще во время натаски решили, что на открытие в 2012 году поедем в Кировскую область, где в прежние годы успешно охотился наш старший товарищ по оружию Вячеслав Петрович, которого мы все любя называем просто дедом.Открытие охоты пришлось на середину рабочей недели. Это явилось небольшим неудобством для совместного выезда нашего охотколлектива, поскольку выезжать к открытию благодаря скользящему графику работы получалось только у меня с Серегой, да у деда, который уже на славу потрудился для государства и отдыхает на заслуженной пенсии. Итак, уложив все необходимые вещи и собак в быстроходную Серегину «субару», мы отправились в путь.
Четыреста километров пролетели на одном дыхании. Навигатор и великолепная дедушкина память без задержек привели нас в небольшой городишко Кировской области, где местный охотовед (тоже дратхаарист) выписал путевки и подсказал пути проезда к месту будущей охоты. Выслушав предупреждение об отсутствии местами хорошей дороги, мы выехали. Полный привод «субару» давал определенную надежду на «грязевой прорыв», но свернув с асфальта, мы сразу вспомнили слова охотоведа: «На «нивах» ездят, значит, и вы проскочите». Да, конечно, для внедорожника эта дорога была бы легкой разминкой, но не для Серегиной «субару» – и все равно несмотря на это, где ползя на пузе, где застревая, мы медленно, но верно карабкались к заветным дупелям.
Только благодаря Сережиным «оффроудским» умениям, оторвав бампер, исцарапав кустами кузов, почти уже в ночь добрались мы до места. Смеркалось, мы вышли из машины, и нашему взору открылся чудесный вид – вдали виднелись просторнейшие зеленые луга. Под захватывающие дедовы рассказы о былых успешных охотах на этих лугах мы любовались вечерним пейзажем и мечтали о предстоящей охоте.
Но на следующий день нас ждало большое разочарование – луга не были скошены, трава местами достигала груди. Конечно, мы сделали пробный забег, измучив себя и собак, но через час бесполезные лазанья по заросшим лугам были прекращены. Зеленая высоченная трава не давала свободно перемещаться, собаки, бросив все попытки уйти в поиск, просто плелись вслед за нами. А главное – дупеля здесь не было.А ведь еще несколько лет назад луга косились, здесь проводились испытания легавых, и по воспоминаниям деда, дупелей было очень много. По-видимому, скотину перестали держать в прежнем количестве и косить, соответственно, тоже стали меньше.
Немного отдохнув и собравшись, выдвинулись на запасное местечко, о котором по секрету нам поведал охотовед, хотя и предупредил, что сам там еще не ходил, но, по его мнению, дупель там должен был быть. На наше счастье, дорога к месту охоты на этот раз была пройдена без потерь. Пара лишних километров из-за неправильных поворотов нас совершенно не расстроили, но картина предстоящего места охоты, открывшаяся нашему взору, не вселила поначалу радости. Нет, луга были скошены и катушки сена были разбросаны по лугу там и сям, вот только сами луга казались высушенными – ну какие тут дупеля? Но стоило только выпустить собак из машины, как Глаша, дедушкина собака, тут же встала… Посыл! – и первый дупель, недовольно кряхтя, поднимается из-под собачьего носа и снова садится метрах в двухстах. А ведь жара, середина дня, и луг кажется подсохшим, обезвоженным и совсем не подходящим для дупеля.
Наскоро хватаем ружья и расходимся по лугам – нами движет жажда охоты, благо лугов скошенных на всех хватит. Позже мы поняли, почему дупель держится, казалось бы, сухих мест. Оказывается, по границам лугов в кустах были мелиоративные каналы с водой, с первого взгляда их и не увидишь, днем птица отсиживается в них, а утром и вечером высыпает на луг. Пройдя с собакой первый луг и добыв две пары дупелей, я понял, что мы здесь первые, и это настоящий дупелиный рай. Травка невысокая, вся работа собаки – на виду, никаких зарослей, луга, как поля для гольфа, что позволяет собакам работать на хорошем ходу, дупель не настеганный, стойку держит отменно, красота… Утолив первый охотничий голод и вдоволь настрелявшись, мы выбрали место для лагеря и расположились на отдых.
Вечером решили, что на сегодня охоты хватит, и допоздна просидели у костра, делясь впечатлениями о работе собак и метких выстрелах. А на следующее утро я решил пройтись по дальним лугам. Они оказались «потными» – временами под ногами хлюпала водичка, а свежий ветерок то и дело доносил запах очередного дупеля до собаки. То слева, то справа с лугов доносились выстрелы моих товарищей, и это добавляло азарта и мне, и собаке. Охота радовала – спустя совсем немного времени на моем ягдташе висело уже солидное количество птицы. Дойдя до низинки крайнего луга, я решил возвращаться в лагерь, но тут меня ожидал приятный сюрприз.
Архаика, моя собака, на очередном крыле параллели резко сбавила ход и, протянув несколько метров, замерла на стойке. Не спеша подхожу к собаке, посылаю – подымаются одновременно четыре дупеля-голубчика, глаза разбегаются, и впопыхах я стреляю «по всем сразу», не выбрав конкретной цели. Выстрел – мимо, второй – тоже, и только после второго промаха я собираюсь, делаю поводку по выбранному дупелю и уже осмысленно стреляю – есть! дупель падает. Облегченно выдохнув, останавливаю собаку, которая уже готова была погонять, и подхожу к ней: «Все, все, успокойся, «папа» достал его…». Успокоив немного собаку, посылаю на подачу. Арханя, подпрыгнув от радости, делает всего три прыжка в сторону битого дупеля и неожиданно снова встает, ну, думаю, по подранку. Подхожу, посылаю… и взлетают еще три дупеля! Уже без суеты делаю выстрел – готов!
Какой классный момент, подумал я, аж семь штук на небольшом пятачке сидели. И собачка порадовала, не спорола, разобралась, отработала четко, и с послушанием полный порядок – сразу вспомнились почти каждодневные утренние натаски по полям, не покидающее весь июнь ощущение недосыпа и сочувствующая этому заботливая жена. И вот – два дупеля биты. Отдав собаке команду «лежать», иду в этот раз сам собирать битую дичь, а собака пусть полежит, успокоится, уж больно много будоражащих чуткий собачий нос запахов вокруг. Травка коротенькая, и припомнив примерное место падения птиц, я быстро нахожу обеих.
Ну, теперь точно пора возвращаться в лагерь, отдаю собаке команду «вперед» и иду сам. Собака начинает разбирать дупелиные наброды, а я довольный шагаю дальше… И тут замечаю, что Арханя изображает очередную стойку! Нет, думаю, балуешь – уже и выстрелы здесь были, и я столько топтался, собирая стреляных дупелей. Не веря Архане, я продолжаю идти в выбранном направлении, но в то же время все-таки наблюдаю за собакой. Вдруг вижу, как в метре от ее носа подпрыгивает и пытается убежать не замеченный мной подранок. Видимо, какой-то из выстрелов «по всем сразу» его зацепил, а я и не заметил, и если б не собака, он был бы просто потерян. Посыл издалека, и третий дупель у меня в руках.
Остальная часть дня была посвящена добытым дупелям. Опаливая их тушки, не перестаю удивляться, насколько же они жирные, а уж какие вкусные – птицы, искусно приготовленные Серегой, оставили незабываемые вкусовые ощущения. Ни комары назойливые, ни мошка не мешали нам наслаждаться приятным отдыхом в лагере и обсуждать детали прошедшей охоты – для полного счастья не хватало лишь наших трудящихся товарищей. И тут вдруг позвонил наш друг Володя и, выслушав скорый рассказ про дупелиный рай, отпросился с работы и выехал к нам.
Так что на следующий день нас было уже четверо с четырьмя собаками. Ранним утром снова вышли мы на охоту. Чувствовалось, что Володя заряжен и ему нужно «выпустить пар». А я уже вдоволь пострелял и умерил свой пыл, поэтому решил «выгулять» старенькую немецкую курковочку. Попав под несколькодневный легашачий прессинг, дупель стал вести себя осторожнее: порой срывался еще на потяжке, до стойки собаки, еще чаще – до подхода ведущего, но тем спортивнее стала охота, ведь не на заготовку все-таки приехали. Теперь, чтобы добыть долгоносика, приходилось немало пройти и, отпустив «строгого» дупеля без выстрела, часто пускать собачку снова в поиск по переместившемуся.
Дупель с кошеного луга потихоньку перекочевал в некоси, еще более усложнив поиск и добычу. Но охотничий азарт и желание продолжать охоту заставляли нас и собак перебираться через вытянутые вдоль лугов водные каналы, на глубину которых местами не хватало высоты наших сапог, а порой и обходить их, проминать разросшуюся растительность и продолжать поиск заветной птички. Так прошло еще два дня охоты, выходные заканчивались, и настало время возвращаться в городскую суету. Но сделать это было уже не так тяжело, ведь позади осталось несколько счастливых дней охоты в дупелином раю, проведенных в кругу друзей-единомышленников и с нашими любимыми питомцами. Обратная дорога пролетела незаметно за разговорами о том, что вот ведь остались еще классные дупелиные места, что со сроками открытия охоты угадали – дупель еще не улетел, и что надобно в следующем году обязательно снова приехать сюда.
Русский охотничий журнал, август 2013 г.
Свежие комментарии